вернуться в оглавление предыдущая глава предыдущий параграф следующий параграф следующая глава


1.2. Переменные и их объявление

1.2.1 Пример программы cложения целых чисел (пример 2)

Программа вначале вводит два числа с клавиатуры при помощи стандартного входного потока cin, затем вычисляет сумму их значений и выводит результат на экран при помощи потока cout.

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Прикладное программирование
// Пример 2. Программа вводит два целых числа и выводит на экран их сумму
// 
// Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru
// Университет ИТМО
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// подключение библиотеки ввода-вывода
#include <iostream>
// подключение стандартного пространства имен для использования библиотек
using namespace std;
 
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// функция main начинает исполнение программы 
void main()
{
    // объявления переменных 
    int number1, number2;
    int sum=0; 

    cout<<"Enter first integer: "; // запросить данные 
    cin>>number1; // прочитать первое число в numberl 

    cout<<"Enter second integer: "; // запросить данные 
    cin>>number2; // прочитать второе число в number2 

    sum = number1 + number2; // сложить числа; записать сумму в sum 

    cout<<"Sum is "<<sum<<endl; // вывести сумму 
} 
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

1.2.2 Переменные и их объявление

// объявления переменных  
int number1, number2; 
int sum=0; 

Идентификаторы number1, number2 и sum являются именами переменных. Переменная – это место в памяти компьютера, где может сохраняться некоторое значение для использования его в программе.

Данное объявление определяет, что переменные number1, number2 и sum имеют тип данных int, это значит, что эти переменные всегда будут содержать целые значения, т.е. целые числа, такие как 7, -11, 0, 31914. Все переменные в программе должны объявляться с указанием имени и типа данных. Несколько переменных одного типа могут быть объявлены в одном или в нескольких объявлениях. Если объявление нескольких переменных происходит в одной строке, переменные разделяются запятой.

Имя переменной называют идентификатором. Идентификатор – это последовательность символов, состоящая из латинских букв, цифр и символов подчеркивания ( _ ), обозначающая имена переменных. Имя переменных не должно начинаться с цифры и с символа подчеркивания. C++ различает регистр – буквы верхнего и нижнего регистра считаются различными символами, так что a1 и А1 – различные идентификаторы. Длина идентификатора могут быть произвольной, но лучше давать идентификаторам короткие имена, отражающие смысл значения, которое они описывают:

i     // обычно целая переменная цикла
count // количество
buff_size // составное (из 2 слов) имя с символом _
g374  // непонятно
_foo  // не должно начинаться с подчеркивания
if    // не может быть идентификатором, т.к. это ключевое слово
374q  // не может начинаться с цифры

В языке С++ объявление переменных можно делать в любом месте программы, не обязательно первой строкой. Различают объявление переменной (определение ее типа) и ее инициализацию (присваивание ей первоначального значения). Объявление и инициализация могут быть сделаны в одной строке кода:

int i; //объявление переменной и определение ее типа (declaration)
i=1; // инициализация (initialization)

int j=1; //объявление, определение, инициализация переменной
int i,j; //объявление нескольких переменных одного типа

Полный список основных типов приведен в приложении 2.

В операторах вывода можно также производить вычисления. Можно было бы объединить операторы в нашем примере следующим образом:

cout<<"Sum is "<<number1 + number2<<endl; // вывести сумму

устранив таким образом необходимость в переменной sum.